Доклад на SMM.ua о светлом будущем. Презентация и полный текст.

В пятницу 21-го сентября я выступал на конференции SMM.ua, которую немного помогал организовывать. Вместе с Ярославом Ажнюком мы помогали составлять программу и давали советы «по широкому кругу вопросов». По-моему, конференция прошла отлично. Огромное спасибо за мероприятие организатору Promodo, со-организатору Prodigi, и персонально Надежде Плаховой, которая вытягивает подготовку нескольких событий одновременно.

В картинках презентация мало информативна, поэтому рекомендую употреблять в сопровождении текста. Скачайте, чтобы видеть анимацию, которая теряется при просмотре через SlideShare, и листайте слайды, читая текст выступления, который приведен подкатом. Кстати, в свежем номере Фокуса вышла моя колонка по мотивам доклада.


Слайд 1. Заставка.

Привет! Я предлагаю вам заглянуть в будущее и вместе представить, каким будет SMM через 5 лет. Возможно, вас сейчас больше интересует ближайшее будущее: когда же, наконец, фуршет? Скоро! Но пока он готовится, давайте посмотрим, какие важные инновации будут менять маркетинговые коммуникации и бизнес компаний в следующие 5 лет.

Слайд 2. О Максоне.

Пара слов обо мне, чтобы вы поняли, какое отношения я имею к этим «эс-эм-эмам». До недавнего времени я занимался онлайн-маркетингом в украинском офисе Microsoft и занимался в том числе и социальными медиа. Я ушел из компании, чтобы заняться частной практикой – я помогаю компаниям и агентствам наладить коммуникации в цифровых медиа. Я с удовольствием помогал организаторам SMM.ua в составлении программы конференции… Ну что же, давайте заглянем в будущее. Хотя, наверняка, есть те, кто не очень интересуется технологиями будущего.

Слайд 3. Kodak, Blockbuster, Nokia.

Например, руководство компании Kodak. Они пропустили важные инновации в своей индустрии – не перешли вовремя на цифровую фотографию. В начале года начали процедуру банкротства. Или, например, американская сеть точек проката DVD Blockbuster. Несколько раз они отказывалась купить Netflix – сервис проката фильмов через интернет. Blockbuster банкрот, а Netflix царстсвтует на американском рынке. Nokia потеряла рынок смартфонов, не понимая, что именно нужно пользователям. Nokia должна сильно постараться, чтобы отвоевать былые позиции и остаться в бизнесе.

Слайд 4. «Космопорт будущего» (нет, это не Валенсия =)

А вы смотрите в будущее? Задумываетесь, о том, каким будет мир в будущем? Что произойдет с бизнесом и с вашими коммуникациями благодаря развитию технологий? Представив, что ждет нас через 5 лет, можно уже сегодня подготовить почву для внедрения инноваций в свой бизнес и коммуникации.

Слайд 5. Машина времени.

Итак, давайте представим вместе «Сценарий будущего» — какие технологии будут окружать нас через 5 лет, какими будут социальные медиа и где в них место маркетингу. Вначале я опишу короткий эпизод из нашей жизни через 5 лет в 2017 году, а потом расскажу, какие технологии создаются уже сегодня, чтобы эту картинку претворить в реальность. Нам потребуется немного фантазии. Садимся в машину времени и переносимся на 5 лет вперед.

Слайд 6. Самоуправляемая машина.

Осень 2017 года. Мы едем по трассе Киев-Борисполь в аэропорт, сидя на заднем сиденье первого в Украине беспилотного такси службы SkyTaxi Kiev. За рулем никого — машина сама управляет. Но на переднем пассажирском месте сидит дублирующий водитель — как того требуют правила киевской горадминистрации о езде беспилотных автомобилей — если вдруг что-то пойдет не так. Мы собираемся лететь в отпуск – в Камбоджу, модный и дешевый азиатский курорт.

Слайд 7. Очки дополненной реальности.

Чтобы скоротать время в такси, надеваем с дополненной реальность на стекле перед глазами.

Слайд 8. Twitter.

Почитаем Твиттер того времени. Новости: …; Новинка от Microsoft: …; Слава Баранский не выдержал и нарушил 30-дневный обет молчания в Твиттере: …; TechCrunch сразу с переводом благодаря очкам: …; новое время, новые угрозы: ….
Довольно. Мы уже почти приехали.

Слайд 9. Карта.

Очки подсказывают маршрут, где оставить багаж, как пройти на паспортный контроль.

Слайд 10. Книжный магазин.

Мы подходим к зоне ожидания посадки. На очках выскакивает уведомление: «В книжном магазине Kniga Biz в зоне дьюти-фри есть в продаже ежедневник Moleskine серии «Звездные войны». Такой, как в твоем списке желаний».

Окей, зайдем купим блокнот. Расплачиваемся телефоном, приложив его к NFC-терминалу.

Новое сообщение от Facebook-страницы Moleskine: «Поздравляем с покупкой 10-го блокнота Moleskine! Вы получаете бейдж «Олсдскульный тайм-менеджер». Предъявляйте бейдж в авторизованных точках продажи, чтобы получить скидку на блокноты специальных серий».

Круто! Зашарить бейдж на Фейсбуке и заодно фотографию моего нового блокнота.

Слайд 11. Кафе.

Мы в зоне ожидания посадки, тут несколько кафе. Какое же из них выбрать? «Очки, какое из ближайших кафе мне больше всего понравится?» В Starbucks скидка 25% процентов на сезонное меню для обладателей Foursquare-бейджа «Кофеман 10-го уровня», как у тебя. Еще есть кафе твоей любимой сети Aroma, где ты много раз чекинился. А в Costa Coffee высокие оценки блюд от твоих друзей. Если хочешь чего-то новенького сегодня, то загляни в Costa Coffee.
Так и сделаем. Что ж пора подкрепиться и спокойно подождать вылета в отпуск.

Слайд 12. Назад в прошлое.

А нам пора возвращаться назад в прошлое – в 2012–й год.

Вместе с вами мы представили «сценарий будущего». Представили, какими технологиями через 5 лет могут пользоваться инноваторы, которые любят всё самое передовое.

Слайд 13. Тенденции.

Уже сегодня многие компании трудятся над технологиями, которые скоро превратят увиденную нами картинку из фантазии в реальность. И я хочу остановиться на трех взаимосвязанных тенденциях, с проявлением которых мы столкнулись в будущем. Дополненная реальность, Социальная геолокация и Геймификация.

Слайд 14. Дополненная реальность.

Дополненная реальность – дополнительные объекты и информация на экране смартфона, планшета или очков поверх изображения окружающей среды.
Дополненная реальность сегодня только зарождается. Например, ее используют в маркетинге, чтобы вызвать вау-эффект.

Слайд 15. Видео Lego.

Например, в фирменном магазине Lego можно поднести коробку к экрану с камерой, чтобы увидеть, как будет выглядеть конструктор в собранном виде.

Слайд 16. Видео Sony

Дополненную реальность используют в играх – портативная игровая консоль PlayStation Vita позволяет использовать окружающую обстановку в качестве поля боя.

Слайд 17. Мобильные приложения.

Мобильные приложения. Например, Word Lens позволяет переводить надписи между несколькими языками на лету.
Или WikiTude – браузер для дополненной реальности. К приложению можно подключит различные сервисы – например, TripAdvisor и Твиттер, а потом навести фотокамеру телефона на объект, чтобы увидеть обзор ресторана или отеля, статью из википедии о достопримечательности, места, откуда твитят друзья и т.д.
Даже в Украине уже есть компании, разрабатывающие решения Дополненной реальности, и вы можете обогатить свой маркетинг подобными фишками.
Но Дополненная реальность еще не очень интуитивна для пользователей. В будущем нас ждут более интересные решения.

Слайд 18. Google Glasses.

Уже в следующем году Google выпустит для разработчиков очки с дополненной реальностью, которые будут показывать дополнительную информацию прямо перед глазами. Если вы еще не смотрели видео о проекте на YouTube, то обязательно посмотрите.

Слайд 19. Очки Microsoft.

Конкуренты Google не дремлют. Летом в интернет утекла внутренняя презентация Microsoft о развитии игровой консоли Xbox. Как видно на картинке в следующем поколении Xbox в 2013 или 2014 году появятся очки дополненной реальности, которые позволят игровым персонажам бегать по комнате. Еще более интересная картинка датирована 2015 годом – женщина в очках с дополненной реальностью в магазине. На карте отмечены точки, где, например, можно найти товары из списка покупок.

Слайд 20. Социальная геолокация.

Важной частью нашего опыта использования дополненной реальности будет социальная геолокация. Определение местоположения объединится с социальным графом. Мы будем получать информацию, которая привязана не только к месту «тут и сейчас», но и ориентирована на наши личные интересы, определяемые по активностям в социальных медиа.

Слайд 21. Геолокационные сервисы.

Геолокационные сервисы используются уже сейчас. Пользователи могут «чекиниться» в различных местах в Foursuqare и Facebook. База данных Foursuqare используется во многих других сервисах, поэтому присутствие там, будет приобретать все большее значение в будущем. Пока что это больше игра, но комментарии, оставленные пользователями, влияют на покупательские предпочтения людей.

Карты Яндекса и Гугла – еще две огромные базы данных организаций и локальных бизнесов, достпуные на мобильном телефоне и через браузер. Они наполняются с помощью информации сторонних сервисов и информации размещенной напрямую.

Возможно, перед тем как путешествовать в будущее, стоит удостовериться, что ваш офис можно найти на онлайн-картах, а на страницу контактов корпоративного сайте, наконец-то, вставить интерактивную карту Яндекса вместо скриншота.

Слайд 22. Карта.

В будущем геолокационные сервисы будут уведомлять нас о событиях в зависимости от нашего места положения – например, как геолокационные напоминания в сегодняшнем iPhone – проходишь мимо рынка, купи свежих фруктов.
Специальные предложения от брендов, как в Foursquare, будут предлагаться не просто за то, что я зашел куда-то, а будут ориентированы на мои предпочтения и прошлую активность, взятую из социальных сервисов.
Нам будет доступна информация, что думают об этом месте и его услугах наши друзья – их отзывы и оценки из разных социальных сервисов.

Слайд 23. Геймификация.

Геолокационные сервисы положили основу еще одной важной тенденции – геймификации. Элементы игры появляются там, где их раньше не было включая коммуникации между брендом и потребителями.
Foursquare ввел моду на бейджи – виртуальные нашивки. Коллекционирование бейджей превратилось в увлекательную игру. А ради игры и приза, хоть и виртуального, человек готов поменять свое поведение. И подобные виртуальные награды со временем будут плодиться.

Слайд 24. Покупки 2.0.

Например, если раньше мы просто зашли в магазин и купили нужный товар. То в будущем наши, действия могут попасть в Социальный CRM – например, через систему платежей или скидочную краточку. И за свою покупку мы получим дополнительный бейдж в системе лояльности любимого бренда. Конечно же, при нашем желании участвовать в данной системе.
Бейджи – это только один из множества игровых элементов, которые можно добавить в повседневную деятельность и стимулировать полезное поведение, чтобы сделать дело, которое обычно скучно выполнять.

Слайд 25. Популярность темы геймификация.

Например, компания Badgeville берется добавить игровые элементы в любую деятельность крупных компаний. Надо простимулировать сотрудников проходить внутренние тренинги? Заполнять и обновлять личный профайл в корпоративной сети? Экономить бумагу и скрепки? Везде можно добавить соревновательные и игровые элементы.

По геймификации проходят конференции. Существует Вики посвященная геймификации.

Слайд 26. Примеры Геймификации.

Одна из самых многообещающих областей применения игровых элементов – образование. Например, в онлайн-курсах по программированию Codecademy показывается прогресс выполнения модулей и заданий, за успехи присваиваются бейджи.
Можно даже добавить игровые элементы в заполнение CRM, который зачастую ненавидят менеджеры по продажам, и устаивать соревнования между командами по закрытию сделок. «Улучши 5 возможностей за 24 часа и получи 500 очков».
И кончено же, любимый на нашем рынке пример сообщества Watson’s в Facebook, где пользователи получают бонусы на накопительную карточку торговой сети за активности в Facebook.
Разнообразить коммуникации с потребителями игровыми элементами вполне реально – в Украине, уже сегодня.

Слайд 27. Резюме.

Итак, сегодня мы с вами побывали в будущем. Мы познакомились со взаимосвязанными тенденциями, которые проявляются уже сегодня и могут значительно изменить бизнес и маркетинговые коммуникации многих компаний.

Слайд 28. Оцифровывайтесь!

Если вы не хотите остаться на обочине вместе с компаниями, проспавшими инновации, то заглядывайте в будущее время от времени. Внедрять цифровые технологии в свой бизнес и маркетинг стоит уже сегодня, чтобы подготовить почву для грядущих изменений.

Слайд 29. Умняк =)

Tempora mutantur, nos et mutamur in illis
Времена меняются и мы с ними
Не меняются только такие компании, как Блокбастер, которые уже мертвы.

Слайд 30. Скачать бесплатно!

Презентация и текст доклада в понедельник утром будут опубликованы в моем блоге Maxon.com.ua.

5 Comments

  1. Получилась чисто количественная экстраполяция будущего. То что сейчас сильно будет еще сильнее, что только начинается станет привычным.
    Но нет ничего нового.
    А новое будет и в том числе и в списках тех брендов, что приведены

    Посмотрите хотя бы на статистику пятилетней давности
    https://dl.dropbox.com/u/62914666/chepuha/social-networks-by-pvs-per-visitor.png

  2. Привет, Максон
    Хороший доклад. Мне понравилось.

    По поводу светлого будущего.

    Есть интересный писатель — футуролог из Австралии. Очень интересный. Вот его блог. http://toptrends.nowandnext.com

    Пишет замечательно. Есть даже издание одной его книжки на русском. Должен быть полезным для твоих выступлений. Он использует очень много актуальных данных. И выводы делает нетривиальные. Я за ним давно наблюдаю и переписываюсь иногда. Он и на TED, вроде, выступал.

    1. Володя, спасибо за отзыв и за напоминание ссылки. Когда-то был подписан на его дайджест (кажется, ежемесячный), но прочитал всего пару, потому что там были огромные тексты, на чтение и осмысление которых не было времени.

Добавить комментарий для Piv Pav Отменить ответ