Я люблю листать англоязычную прессу в разных городах мира – это еще один способ понять иностранную культуру и узнать, что волнует местных жителей. Последние три месяца я держался подальше от новостей и социальных медиа, но вот понемногу стал возвращаться в информационное поле. И решил посмотреть, какую прессу для экспатов можно найти на Бали. Я собрал все, что было на английском языке, в супермаркете и книжном магазине в Убуде. После длительной инфодиеты газеты проглотили меня на пару дней.
Я нашел 6 индонезийских изданий на английском – 4 локальных и 2 национального уровня. На Бали также можно купить International New York Times за 30 000 рупий ($2,25). И еще попадалась бесплатная газета объявлений на французском La Gazette. Газеты продаются именно по той цене, которая напечатана на первой странице – даже у NYT указана цена в рупиях. На острове распространяют множество бесплатных журналов, но в них есть только реклама отелей, ресторанов и недвижимости, разбавленная лайфстайловыми статьями ни о чем.
Вначале приведу список англоязычных газет, которые издаются на острове или привозятся из стольной Джакарты. А потом опишу основные темы, которые позволят вам представить, что за страна Индонезия, и что волнует людей на другом конце Земли.
Что читают экспаты на Бали
- InternationalBali Post (сайт на индонезийском). 16 страниц, еженедельник. Цена 3000 рупий ($0,23). Низкопробная газетенка, в которой плохо всё: бумага, качество печати, дизайн, материалы. Редакция считает, что на Бали почти ничего не происходит — пишут о праздниках, традициях, ремесленниках и прочих «надоях».
- The Bali Times. 16 страниц. Еженедельник. Цена 10 000 рупий ($0,75). Очень качественная газета c хорошей подборкой и подачей материалов. Дает отличный срез новостей Бали, Индонезии и международной хроники, включая технологии, развлечения и спорт. Жизнь на Бали все-таки интересна и разнообразна: тут тебе и планы развития туристической инфраструктуры, и посадка в тюрьму коррумпированного «главы района», и рекордно массовая йога-сессия, и регистрация кандидатов на местные выборы. Может, даже стану покупать Bali Times время от времени.
- Bali Advertiser. 76 страниц. Бесплатная газета объявлений, выходит раз в две недели. Раскинула самую широкую сеть дистрибуции – она мне попадается чаще всего. Заявляют, что тираж одного номера 20 000 экземпляров. Среди объявлений и рекламы в случайном порядке разбросаны редакционные материалы и новости.
- Bali Buzz. 16 страниц. Бесплатный еженедельник. Издается газетой The Jakarta Post, своего сайта не имеет. Среди рекламных статей попадаются интересные материалы. Например, о 7-летнем(!) австралийском мальчике, который фандрейзит деньги для образования детей балийских бедняков. Или о TrashStock Festival, посвященном апсайклингу пластика. Пластик — главная мусорная проблема острова, которую пытаются решать с помощью низовых инициатив местные интеллектуалы, экспаты и NGO.
- The Jakarta Post. 28 страниц, ежедневка. 7500 рупий ($0,56). Качественная серьезная газета со множеством новостей Индонезии, международными событиями, бизнес-секцией. Рассчитана на образованную и деловую аудиторию. С удовольствием прочитал о том, как китайский Шеньжень становится мировым центром проектирования и производства дронов. Здесь даже есть статья о вовлечении аудитории в digital-коммуникациях.
- Журнал Tempo. 82 страницы, еженедельник, 42 000 IDR ($3,15). В книжном магазине впервые увидел этот журнал. Качественное либеральное издание об экономике и политике. Они явно не любят индонезийскую «большую толстую бюрократию». Центральна тема номера занимает 11 страниц и посвящена министру бюрократической реформы: господин Юдди Криснанди (Yuddy Chrisnandi) протиснул своих людей в независимые комитеты, подбирающие кандидатов на высшие государственные должности.
- Интернет-бонусы:
- Bali.coconuts.co. Сеть Coconuts Media публикует новости для экспатов в 7 мегаполисах Азии, а также на острове Бали.
- Antara News. Государственное информагенство, чьей лентой пользуются все новостные сайты Индонезии. Редкий случай, когда индонезийский сайт полностью дублируется на английском.
Пульс Индонезии
Теперь посмотрим на основные темы, о которых писали газеты на Бали на стыке июня и июля. Нужно учесть, что Бали – сравнительно небольшая провинция с 4 млн населения в огромной стране с 255 млн населения (4-я в мире). Один из 17 тысяч островов страны-архипелага. На острове не так уж много своих новостей, здесь очень важна тема туризма, но в остальном балийцев заботят те же вопросы, что и всех индонезийцев.

Отношение к иностранцам
Но есть и такие новости, с которыми Бали выходит на национальный уровень. Сейчас это трагическая новость об убийстве 8-летней девочки Энджелин. Похоже, что над ней издевалась няня при попустительстве и, возможно, участии родителей. Мама индонезийка и папа американец когда-то усыновили Энджелин. Теперь раздаются голоса о том, чтобы запретить усыновление смешанным семьям, где один из партнеров иностранец.
Вообще, иностранцам в Индонезии не доверяют. Негражданам запрещено владеть недвижимостью и землей. Разрешена только долгосрочная аренда. Смешанным парам необходимо заключать брачный контракт, где указано раздельное владение имуществом, и только индонезийский партнер может обладать недвижимостью. Tempo пишет о судебном процессе, инициированном индонезийкой, вышедшей замуж за японца. Девелоперская компания взяла у нее 10-процентный аванс за квартиру, но расторгла сделку и не возвращала аванс.
Сейчас собираются принять новый закон и пустить иностранных инвесторов на рынок недвижимости. Но только в люксовый сегмент – можно будет купить в многоквартирном доме жилье стоимостью от 5 млрд рупий ($375 тыс). Купить дом или виллу на Бали навсегда по прежнему нельзя. И еще неизвестно, каким будет налог для иностранцев и стоимость оформления сделки.
Думаю, что опаска по отношению к иностранцам связана с историей Индонезии. Сотни лет преимущественно мусульманская страна была под контролем европейцев-христиан. Только в 1949 году Индонезия с кровью получила независимость после 4-летней войны против Нидерландов.
Государственная экономика

В Индонезии закрытая и зарегулированная государством экономика. Многие крупные компании являются государственными корпорациями, например, нефтегазовый гигант Pertamina – на Бали это единственная сеть заправок. Регуляция часто вылезает боком, как пишет The Jakarta Post: примерно год назад запретили экспорт руды, чтобы обрабатывать ее внутри страны и экспортировать металлопродукцию с большей добавленной стоимостью. Но у металлургов теперь нет денег, чтобы закончить строительство металлургических предприятий – они просят ввести квоты на вывоз руды. При этом некоторые компании проинвестировали малазийские шахты – Малайзия за 1 год увеличила экспорт руды в 4 раза и вместе с Австралией и Филиппинами удовлетворила спрос Китая, закупавшегося раньше в Индонезии. Tempo пишет об усилении роли рисовой корпорации Bulog. Рис – главный продукт на столе индонезийцев. Цены на него регулируются, а выращивание субсидируется, чтобы даже бедняки могли себе готовить Nasi Goreng (жареный рис).
И президент страны Джоко Видодо по прозвищу Джокови (Joko «Jokowi» Widodo) собирается еще больше усилить влияние государства на экономику. Это вызывает позитивный отклик у широких бедных слоев населения, которые надеются, что из бюджетного общака перепадет и им. Например, каждому селу из бюджета выделяются деньги на проекты по развитию. В 2017 году будет аж по 1 млрд ($75 тыс), против 250 млн ($18,7 тыс) в этом. Даже проведут курсы для поселковых вождей, чтобы они могли грамотно распорядится возросшими суммами. The Bali Times намекает, как используются средства – сельские вожди финансируют те или иные проекты, если селяне соглашаются поддерживать на местных выборах кандидатов, за которых агитирует вождь.
Как насчет схем с откатами и фирмами-прилипалами вокруг госпредприятий? Может, открытая рыночная экономика позволит населению вырваться из бедности? Это слишком сложные вопросы для простых людей, которые любят социализм и субсидии здесь и сейчас. Тяга простых индонезийцев к государственному патернализму видна в колонке The Bali Times о том, что правительство должно помогать развитию молодых предпринимателей. Не создавать условия для предпринимательства, а именно выращивать предпринимателей. Индонезийцы уверены, что государство должно заниматься всем.
У патернализма есть цена. Государство рассматривает своих граждан как рабов. Мне рассказывали, что для выезда за границу балиец вначале должен получить разрешение от местных органов власти – они хотят убедиться, что у него достаточно средств и он не убежит в другую страну чернорабочим. Парень, работавший в отеле и сдружившийся с австралийцем, так и не смог выехать в Австралию, хотя друг был готов профинансировать его поездку – местные органы власти не поверили, что он вернется.
Коррупция

Естественное следствие государственной экономики – коррупция. Всепоглощающая и всепроникающая. Коррупция и безуспешная борьба с ней – главная тема индонезийских СМИ, которой посвящено больше всего публикаций. Здесь есть Антикоррупционный комитет, куда сейчас выбирают новых начальников. Прошлые руководители стали жертвами конфликта с высшими чинами индонезийской полиции – в феврале это было горячей темой СМИ. Индонезийский футбол тоже насквозь коррумпирован, и сборная сливает международные матчи под диктовку букмекерской мафии, о чем пишет Tempo.
Почти каждый экспат на Бали сталкивается с коррупцией и платит свою мзду. На Бали дорожная полиция регулярно устраивает облавы и занимается поборами – останавливают мопеды, и если у туриста нет «прав международного образца» (бумажной книжечки), то требуют взятку, за размер которой надо торговаться. В эмиграционном офисе тоже можно замутить что-нибудь с визами при помощи специальных агентов, знающих входы и выходы – уменьшить штраф за просрочку визы, поставить штампик в аэропорту без реального вылета, получить определенный тип визы и т.д. Запутанные правила на то и созданы, чтобы каста чиновников стригла овец.
При бешеном уровне коррупции газеты почитают президента Джоко Видодо, который представляется неким арбитром, решающим любые конфликты. Даже либеральный Tempo в фоторубрике публикует на целый разворот фото президента в военной форме в компании двух генералов. Он назначает чиновников, отдает распоряжения госкорпорациям, принимает внезапные экономические решения: «Я был на наших судоверфях. Мы можем строить любые корабли. Я наложу запрет на импорт морских кораблей из-за рубежа» (ага, см. выше про руду).
Думаю, индонезийцам страшно признаться самим себе, что отец нации, которого они же избрали на выборах, и есть вершиной коррупционной пирамиды. Не удивительно. В Украине тоже мало кто готов признаться себе, что Президент Порошенко и премьер-министр Яценюк и есть главные бенефициары коррупции и тормоза экономических реформ. Те самые ребята, за чьи партии на парламентских выборах украинцы отдали больше всего голосов. Никто не любит признавать свои ошибки.
Наркотики и мигранты
Еще в Индонезии не любят наркотики, и часто пишут про борьбу с наркобизнесом. За распространение и перевозку наркотиков наказывают длинными сроками и смертной казнью. Часто попадаются новости о том, как поймали очередного иностранца с грузом наркоты. Весной в газетах долго обсуждалась судьба группы австралийцев, арестованных еще в 2005 году за попытку вывезти героин из Бали в Австралию. Двоих лидеров группы приговорили к смертной казни. Даже в тюрьме жизнь продолжается: оба раскаялись в содеянном, один стал художником и учил рисованию заключенных, второй обратился в христианство, пел в церковном хоре при тюрьме и после долгого обучения и служения получил сан священника. Обоих казнили 29-го апреля этого года.
Тема мигрантов разнообразна. На страницах СМИ уже затихает международный скандал: австралийская береговая охрана платила крупные взятки капитанам кораблей, которые везли нелегалов из Мьянмы и Бангладеш в Австралию, чтобы те высаживали своих пассажиров на островах Индонезии. Одновременно в портах Индонезии томится около 4000 нелегалов из Мьянмы, которых потихоньку депортируют. Это рыбаки и моряки с кораблей, брошенных капитанами и владельцами в ноябре 2014, когда Индонезия – фанфары, мое любимое! – внезапно запретила вылов рыбы кораблям под иностранными флагами. Свежая миграционная проблема Юго-Восточной Азии – исход народа рохинджа из Мьянмы, где правительство проводит против них репрессии. Азиатские страны пытались отморозиться и не принимали корабли с тысячами беженцев, пока США не выделили финансовую помощь для организации лагерей беженцев. Теперь рохинджа приютили на севере острова Суматра в провинции Ачех – той, что наиболее пострадала от цунами 2004 года.
Вулканы и самолеты
Индонезия находится в сейсмически активном регионе. За последние пару недель пришли новости о двух извержениях вулканов: авиакомпания JetStar отменила и уже возобновила рейсы на Бали из-за выброса пепла вулканом Раунг на востоке острова Ява; 10 000 человек эвакуировано при извержении вулкана Синабунг на севере острова Суматра, а жители города Медан (население 4 млн, название происходит от любимого персидского слова «майдан») носят маски из-за пепла в воздухе.
The Jakarta Post на первой странице писала о том, что Европейский Союз запрещает индонезийским авиакомпаниям, кроме 4 передовых, совершать рейсы в ЕС из-за проблем с безопасностью. И вот 30-го июня в том же городе Медан на жилой район падает военный самолет Hercules C-130 производства аж 1964 года. 122 погибших, включая 9 на земле.
Религия

Закончить хочется оптимистическими новостями. Индонезия готовится к национальному мусульманскому празднику Idul Fitri (wiki). В этом году он пройдет 19-го июля и ознаменует окончание месячного поста Рамадана, во время которого мусульмане не употребляют пищу в дневное время. Несколько дней до и после Идул Фитри будут выходными. Работодатели обязаны выплачивать сотрудникам премию в размере равном примерно месячной зарплате. На Идул Фитри просят прощения и прощают, а также просят благословения у родителей. Праздник обязательно проводят с семьей. Поэтому вся Индонезия приходит в движение, зарубежные гастарбайтеры возвращаются домой. В этом году ожидается 20 млн внутренних путешественников. В Джакарте раздают бесплатные карты с маршрутами по острову Ява (население 143 млн, самый густонаселенный остров мира), чтобы избежать пробок. Люди заранее отправляют свои мопеды в родные села по железной дороге, чтобы приехав к родным, сразу быть на колесах. Только на Бали будет почти 300 дополнительных авиарейсов в середине июля – многие прилетят семьями отдыхать. Национальная авиакомпания Garuda Indonesia готова перевезти дополнительно 1,6 млн пассажиров с 9 по 27 июля.

* * *
Итак, это был взгляд на Индонезию и Бали через призму местных англоязычных СМИ. На самом деле страна еще более многогранная и сложная, чем описана здесь, и чем подается для иностранцев устами англоязычной прессы. Если окажетесь на Бали, то местные новости лучше всего читать на бумаге в The Bali Times и в онлайне на Bali.coconuts.co, а про Индонезию в целом – на страницах The Jakarta Post.
Погружение в новости после долгого перерыва оказалось для меня тяжелым – я утонул с непривычки, и просто не мог остановиться в написании этого лонгрида, который, наверное, не многие сумеют переварить.
Вокруг удивительный и бескрайний мир, где происходит много всего интересного. Он полон несправедливости и красоты, борьбы и гармонии. Но что же мне делать с этим безумным количеством информации? Да ничего! Потому что новости не имеют прямого отношения к моей жизни. Пожалуй, я буду держаться подальше от новостей и вернусь к своему путешествию, поиску, познанию, к своим маленьким делам, о которых не напишут в газетах, но которые имеют значение для меня и моих близких.
Спасибо, Макс, интересно. Долго ты еще на Бали? Когда в США?
Рад, что понравилось. На Бали буду до конца августа. А куда дальше — еще видно будет. США пока в предварительных планах, есть варианты. В начале октября точно собираюсь быть в Барселоне.